Описание:
Курс состоит из двух частей: «История повседневности» и «История столичного социума: Петербург и Москва в XVIII–XX веках».
Первая часть курса знакомит студентов с повседневной жизнью «маленьких людей» с их большими заботами в разные эпохи российской истории.
В классическом курсе истории России акторами выступают государства и министерства, высшая бюрократия и первые лица, а рядовые граждане мыслятся монолитной безликой массой. Появление темы повседневности в исторических исследованиях связано с утверждением нового понимания истории, согласно которому ее ход определяется не только и не столько политическими событиями, экономическими законами, выдающимися личностями, сколько неприметным ходом обыденных дел, повседневной жизнью людей.
Повседневность во все времена и повсеместно первична и безусловна, хотя и неоднородна. Такие общие категории, как экономика, политика, идеология в реальности существуют лишь опосредованно, проявляясь через призму жизненного опыта людей. Изучение прошлого с точки зрения повседневной истории – это взгляд на человека как активное действующее лицо в историческом процессе; это реконструкция прошлого, попытка почувствовать дух времени, дать историческую оценку поступкам и поведению людей. Обращение к истории человека в контексте макроистории позволит студентам взглянуть на исторический процесс под новым углом и приблизиться к пониманию жизненного мира, психологии, ментальности предшествующих поколений.
Вторая часть курса посвящена конструированию исторического пространства на примере двух российских столичных городов: Москвы и Петербурга. Эта часть является в определенных отношениях продолжением первой части курса, но если в истории повседневности в фокусе внимания был «маленький человек», то во второй части речь пойдет о положении человека в пространстве, причем пространстве самом сложном – города, столицы, а с определенного этапа еще и мегаполиса.
История городов является частью целого направления в социальных науках, именуемого исторической урбанистикой. В рамках этого направления изучается развитие городского пространства, образа жизни городских обитателей, имиджа городов в сознании как горожан, так и посторонних наблюдателей. Город является объектом управления, причем органы власти, как городские, так и высшие, решают задачи поддержания порядка и развития его благоустройства. Большие города являют собой источником стандартов образа жизни не только для малых городов, но и для большинства жителей страны.
Москва и Петербург – города, которые на протяжении трех столетий, были не только самыми большими городами России, но являлись к тому же столицами, даже если формально таковыми не являлись. Они развивались по собственным моделям, боролись за первенство, соперничали во всех сферах социальной и культурной жизни и при этом являли собой контраст в образе жизни.
Структура:
Семестр |
Всего (ч) (Лекц / Практ. / Лаб.) |
Аттестация |
5 |
72 (16 / 16 / 0) |
Зачет |
Итого |
72 (16 / 16 / 0) |
Зачет |
Компетенции:
- УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- УК-3 - Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
- УК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Задачи воспитания:
- В1 - духовно-нравственное развитие на основе традиционной национальной системы ценностей (духовных, этических, эстетических, интеллектуальных, культурных и др.
- В3 - формирование личностно-центрированного подхода в профессиональной коммуникации, когнитивно-поведенческих и практико-ориентированных навыков, основанных на общероссийских традиционных ценностях
- В5 - формирование гражданской идентичности, гражданской и правовой культуры, активной гражданской позиции, навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе