История Манхэттенского и Советского проектов создания атомного оружия Дисциплина [Б1-ГМ.ДВ3.5; Б1-ГМ.ДВ4.5]
011 Кафедра экспериментальных методов ядерной физики
Скачать .sig
Описание:
Курс лекций посвящен созданию атомного оружия в США и СССР. Курс начинается с истории открытия нейтрона Дж. Чедвиком (1932 г.) и роли тепловых нейтронов при наработке радиоактивных изотопов группой Э. Ферми (1934 г.) Подробно рассказывается об открытии деления урана О. Ганом и Ф. Штрассманом (1938 г), и возникающих при этом вторичных нейтронов, что привело к обоснованию возможности цепной реакции деления и создания атомной бомбы. Описаны работы во Франции, СССР, Англии и США, приведшие к выводу о практической возможности создания атомной бомбы, основанной на цепной реакции деления U-235. Подчеркнута роль европейских физиков-эмигрантов по инициации работ по урану в США и решению правительства США о финансировании работ по создания атомного оружия (Манхэттенский проект). Подробно рассказывается о разработке бомбы на основе деления Pu-239, возникших при этом трудностей и их решению. Подробно рассказано о роли советской разведки в Атомном проекте СССР. Описан переход от экспериментов в ядерной физике к ядерным промышленным технологиям в специально созданных ядерных центрах, как в США, так и в СССР (разделение изотопов урана, создание ядерные реакторов-наработчиков плутония и разработке конструкции ядерных боеприпасов). Цикл лекций завершается описанием тестового подрыва ядерного заряда имплозивного типа на полигоне Аламагодро и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, и испытания первого советского атомного заряда на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г.
Структура:
Семестр Всего (ч) (Лекц / Практ. / Лаб.) Аттестация
3 36 (24 / 0 / 0) Зачет
Итого 36 (24 / 0 / 0) Зачет
Компетенции:
  • УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
  • УК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Задачи воспитания:
  • В4 - формирование патриотического самосознания, стремления к реализации интересов Родины
  • В5 - формирование гражданской идентичности, гражданской и правовой культуры, активной гражданской позиции, навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе
  • В6 - формирование неприятия деструктивных идеологий