Описание:
Особый подход ученых и философов к любому предмету – необходимость дать обоснованное, и из-за этого – часто довольно сложное определение этого предмета. В этом отличие научного подхода от житейского и практического. Но если физик стремится дать определения таких понятий как «материальная точка» и т.п., философ с древних времен задает вопрос «что есть бытие? Что значит быть?». Таким образом, анализ возникновения самых базовых понятий, связанных с нашим миром, позволит выяснить, когда родилась наука и философия, если мы установим, когда и при каких условиях люди стали задавать эти вопросы. С другой стороны, история науки демонстрирует, что дискуссия относительно подобных понятий и, соответственно, их переосмысление происходили достаточно регулярно.
Кроме того, в ХХ столетии наука вплотную подошла к вопросам, которые традиционно относились к компетенции философии, метафизики и теологии: Что есть бытие? Что есть материя? Что такое движение? Откуда всё возникло? Как произошёл человек? Куда движется мир? Что такое сознание? Как возможна свобода в строго детерминированном мире? Что есть познание и знание? Сегодня наука раздроблена на отдельные сферы знания, которые когда-то были неотъемлемыми элементами единой культуры, а позднее принципиально разошлись. Но сегодня синтез научного знания востребован, как никогда раньше. И если наука строит научную картину мира, порождает научное мировоззрение, то естественно возникает вопрос: полна ли эта картина, целостно ли такое мировоззрение? Дело в том, что, например, объективные методы исследования, принятые на вооружение новоевропейской наукой, не позволяют включить в научную картину мира личность. Но ведь себя мы переживаем, прежде всего, как личность; другой для нас — это тоже личность, с которой можно вступить в диалог. Возникновение же новой, расширенной картины мира, неизбежно приведет к трансформации самой науки, к появлению новой методологии, к расширению сферы научного познания. Но это будет невозможно сделать, если не понять, какие закономерности лежат в основе развития науки и ее методологии, или точнее сказать, в основе развития научных программ. Именно поиску на эти вопросы и посвящен настоящий спецкурс.
Структура:
Семестр |
Всего (ч) (Лекц / Практ. / Лаб.) |
Аттестация |
7 |
36 (24 / 0 / 0) |
Зачет |
Итого |
36 (24 / 0 / 0) |
Зачет |
Компетенции:
- УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
- УК-4 - Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
Задачи воспитания:
- В2 - формирование этического мышления и профессиональной ответственности ученого
- В3 - формирование личностно-центрированного подхода в профессиональной коммуникации, когнитивно-поведенческих и практико-ориентированных навыков, основанных на общероссийских традиционных ценностях
- В12 - понимание социо-культурного и междисциплинарного контекста развития различных научных областей
- В13 - способность анализировать потенциальные цивилизационные и культурные риски и угрозы в развитии различных научных областей